Условия возникновения и становления опыта
Начало работы над данной темой относится к
2009-2010 учебному году. Причиной возникновения данного опыта послужило
включение школы в региональный эксперимент «Технология создания педагогической
системы школы, содействующей здоровью учащихся». Данная педагогическая система предусматривает
новый подход к образованию, требующий пересмотра и
качественного обновления всего образовательного процесса.
Также с введением нового Федерального
государственного образовательного стандарта ситуация кардинально меняется, и
это направление здоровьесберегающей работы любой школы является одним из
центральных. Следовательно, главным для учителя начальных классов становится поиск
новых технологий обучения, направленных на здоровьесбережение школьников в
образовательном пространстве, использование их в сочетании с традиционными
формами и методами работы.
Современный уровень развития
образовательной системы ставит вопрос: как обеспечить высококачественное
обучение каждого ученика и усвоение им общеучебных знаний в объеме стандарта
образования, не навредив его здоровью?
Об эффективности здоровьесберегающего
образовательного процесса обучающегося можно судить по функциональному
состоянию школьника.
Предварительная диагностика дифференцированной
самооценки функционального состояния учащихся показал, что в первом классе высокая
степень утомляемости была у 42,7% обучающихся, активны были всего лишь 23,8%
детей (приложение 1).
Кроме того, в 3 четверти была
проведена диагностика настроения (приложение 1).
Высокий уровень критерия «Настроение»
наблюдается только у трети учащихся, около 40% детей имеют среднюю
выраженность, на низком уровне находятся почти третья часть первоклассников.
Показателями критерия служили, к примеру, «Веселый», «Счастливый»,
«Жизнерадостный» «Спокойный», «Полный надежд», «Довольный».
Беря во внимание полученные показатели
утомляемости, активности и настроения, следует констатировать необходимость
использования элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в
начальной школе как средство повышения эффективности
здоровьесберегающего образовательного процесса.
|